Андрей Андреев

Сложные переговоры  Большие продажи

Помочь успешным стать лучшими
 

тонкая настройка технологии

Как выбрать правильный тренинг

 

первая часть – здесь 

Правильный тренер 

     Первый и наиболее легко определяемый критерий – возраст. 

Минимальное значение – 40, если только вы не ищете ходячий эффект Даннинга – Крюгера.
Обучать других можно если сам прекрасно владеешь технологией продаж.


Нобелевский лауреат Герберт Саймон по итогам своего исследования сформулировал «правило десяти лет». Оно гласит, что выдающийся профессионал тратит не менее десяти лет на достижение своего уровня.

Иногда это правило формулируют в часах: необходимый минимум 7 000 – 10 000 часов. Посчитайте сами, учитывая, что средний сейлз только 25% рабочего времени посвящает продажам.

А еще необходим управленческий опыт!

Вот и Константин Бакшт с гордостью пишет, что средний возраст его команды развития продаж – 47 лет.
В международных компаниях с выстроенным процессом обучения корпоративные тренеры соответствуют этому критерию. 

     Второе. Тот же Герберт Саймон доказал, что не всякий опыт несет пользу, а лишь практика с адекватной обратной связью. 

Выясните, где тренер работал. Хорошо, если это компания с сильной школой и развитой системой наставничества.

Если же опыт получен в далеких девяностых в только что организованной фирме – вы рискуете. Это как пригласить тренером сборной по биатлону дядечку, который десять лет в одиночку бегал по тайге на деревянных лыжах. 

     Третье. Тренер должен быть носителем признанной в мире технологии. Методики основанные на исследованиях протестированы тысячи раз в разных компаниях, разных странах и подходят любому бизнесу.

В противоположность им, «авторскую разработку» имеет смысл покупать только если автор имеет уникальный опыт в вашей индустрии (см. «анекдот» в ч. 1).
Иначе вы рискуете, как один мой подшефный банк, купить тренинг по продаже… мебели. Тренер начинал с этого в свое время. На тренинге его неудержимо несло в привычную мебельную область. Результат предсказуем: тренера прозвали «мебель», тренинг благополучно забыли. 

А теперь о популярных заблуждениях:

  • Тренер должен быть психологом.
    Нет, это типичная логическая ошибка – ложное обращение. Если хороший продажник понимает психологию клиента, то это не означает, что каждый психолог – хороший продажник. Музыкантов обучают музыканты, актеров – актеры. А за продажников почему-то взялись психологи.

     
  • Тренер должен быть педагогом.
    Нет. Профессор, например, консерватории, не имеет такого образования.

    Ну, и вспомните, какой рейтинг был и есть у педагогических ВУЗов.
     
  • Тренер должен быть коучем. Например, ICF.
    Нет. Классический коуч не знает ответов на вопросы клиента, он побуждает его самого искать их. Коучинг в продажах – это коучинг навыков. Тренер знает стандарт успешного поведения и активно меняет поведение обучаемого.

     
  • Тренер должен иметь диплом тренера.
    Наоборот: такой диплом показывает, что у его обладателя нет достаточного опыта. Любой менеджер крупной компании за карьеру несколько раз проходит тренинги вроде C&C (Coaching and Counseling), TtT (Train the Trainer) и подобные. Кроме того, линейный менеджер регулярно выполняет роль наставника, коуча и тренера для своих подчиненных. Зачем ему курсы тренеров?

Сведения, имеющие нулевую ценность для выбора тренера: 

  • Список клиентов. Нет компании, которая не покупала бы минимум раз в год пустой или поддельный тренинг. Кроме того, видя логотип, например, Сбербанка невозможно понять, кого конкретно обучал тренер: то ли Грефа, то ли сельское отделение. Да и проверить эту информацию невозможно.
     
  • Количество лет на рынке тренингов. То, что условный Ашот уже двадцать лет держит ларек с шаурмой не гарантирует, что эта шаурма полезна для вашего здоровья.
     
  • Количество сертификатов. В России тренеры щедро раздают их друг другу. В противоположность этому многие международные компании еще десяток лет назад не выдавали сотрудникам сертификаты о пройденных тренингах.
     
  • Наличие ученой степени. Нет в международных реферируемых журналах оригинальных работ российских ученых по поведенческой экономике или переговорам. Нет в стране исследований в этих областях. А значит пользы от ученой степени для развития технологии продаж или переговоров тоже нет. 

В следующей части – правильная постановка задачи на тренинг.

 

Поделиться:

Вернуться к списку